вторник, 9 августа 2011 г.

PR в Интернете

Вывод Webmoney на карту приватбанка - Львов

В Интернете заголовок этой статьи может привлечь, как минимум, две категории читателей: SEOшники решат, что это некий ликбез на тему показателей Page Rank поисковой системы Google, а специалисты по Public Relations кликнут на любимую аббревиатуру в надежде прочитать о себе любимых. Для InternetUA обе темы близки, но сегодня рассмотрим PR, как систему маркетинговых коммуникаций, причем в контексте Интернета.

Тема актуальна тем, что с появлением социальных медиа и маркетинга в социальных сетях, граница компетентности специалистов по маркетинговым коммуникациям с Интернетом стирается. Многие пиарщики, что называется, «с головой» ушли в социальные сети и занимаются пиаром в новых медиа, «набивая шишки» и все больше отдаляясь от привычного набора услуг PR-агентств. Что поделаешь? Продвижение в социальных сетях сейчас в моде.

 Новая волна

Было время, когда PR был чуть ли не самой модной профессией. Маркетологи упорно навязывали бизнесу, что пресс-служба – необходимая структура в успешной компании. Специализированные агентства плодились, как грибы, а международные сетевые компании легко приживались на украинском рынке. Многие журналисты сменили профиль, многие студенты трудоустроились, обеспечив этой профессии статус, чуть ли не молодежной.

pr1.jpg

Пиарщики брали на себя продвижение товаров и брендов, организацию круглых столов, конференций,  работу пресс-офиса, написание и публикацию статей и пресс-релизов, коммуникационный аудит, мониторинг, тренинги и пр. Практически сразу была задействована и сфера Интернета, в виде поддержки сайтов клиентов, ведение корпоративных блогов, и, конечно, e-mail переписка с журналистами и редакторами, в надежде «пропихнуть» пресс-релиз клиента с минимальными затратами.

Неудивительно, что PR-специалисты оказались на гребне новой волны, когда в нашу мирную Интернет-жизнь ворвались (другого слова и не подберешь) Twitter, Facebook и другие социальные сети. Появились первые SMM-агентства, специализирующиеся на social media marketing, многие из которых были основаны пиарщиками или переформатировались под условия рынка. Таким образом, благодаря социальным медиа, произошла некая эволюция .

 Старые методы

И все же, несмотря на ошеломляющий рост социальных сетей (по последним данным количество пользователей Facebook в Украине превысило 1 млн), пока Интернет не умещается в рамки детища Марка Цукерберга. Это дает основания пиарщикам не отказываться и от старых методов работы, одним из которых является взаимодействие с СМИ и рассылка пресс-релизов. Это, пожалуй, один из основных инструментов PR, который на кажущуюся простоту является предметом основательной работы в любом агентстве.

pr2.png

Информационный повод нужно иметь, новость создать, пресс-релиз оформить, разослать и, самое важное – добиться публикации. Если информповод достаточно весомый, то можно остановиться и на пункте рассылки пресс-релиза. Если нет, то публикация в наше время возможна только за деньги (редко – по дружбе). Например, на InternetUA публикация новости стоит 800 грн (рекламодателям - бесплатно). На эту цену можно ориентироваться, как среднюю при аналогичной посещаемости других ресурсов.

 Web в помощь

В Интернете, как мы уже убедились, пиарщик найдет, где развернуться. Кроме того, в Уанете есть несколько специализированных порталов и коммуникационных площадок для обмена опытом, кейсами и «факапами». Часть из них охватывает еще и сферу рекламы вообще. Из них можно выделить ProPR - специализированный интернет-ресурс, посвященный PR в Украине, Prweb – сообщество и коллективный блог журналистов и пиарщиков, Sostav – портал о маркетинге, рекламе и PR. Забавно, но домен PR.UA занят газетой «Приазовский рабочий».

pr3.png

Помимо информации существует несколько сервисов, которые помогают пиарщикам или дополняют их работу. Так, достаточно давно в Уанете работает сайт B2Blogger который предлагает услугу распространения корпоративных новостей в Интернете. Помимо рассылки новости, которая стоит $30, можно заказать гарантированную платную публикацию в разных СМИ. По ссылке, кстати, можно сориентироваться в ценах на публикацию новостей.

pr4.png

Вообще на услугу доставки пресс-релиза существует значительный разброс цен. На сайтах агентств мы встречали и 75 грн и $70 за рассылку. Здесь стоит отметить сервис Pressmaster, при помощи которого можно произвести рассылку всего за 25 грн по тематическим спискам СМИ, просто заполнив форму и добавив файл с пресс-релизом. Судя по Твиттеру сервиса, сайт «молодой», и количество списков СМИ увеличивается.

pr5.png

Наконец, еще одна категория ресурсов «в помощь» пиарщику – это сервисы мониторинга упоминаний в СМИ. На сегодняшний день, на рынке есть выбор: InfoStream – ветеран Уанета, работает с 1999 года, WEB-Observer от компании Finport Technologies, YouScan с «фишкой» мониторинга социальных медиа, Monitorix – сканирующая все, что можно.

pr6.png

Конечно, можно пользоваться бесплатными продуктами, как, например, поиск «Яндекса» или Google Alerts, но ценность платных сервисов в дополнительных возможностях: подготовке отчетов, тонких настройках и т.п.

Как и в любом деле, за хороший результат нужно платить: от публикации, до мониторинга. PRщики в Интернете освоились давно и вряд ли PR состоялся бы, как отрасль без Сети. Наш прогноз на будущее – все большее стирание границ между PR и другими специализированными маркетинговыми коммуникациями в Интернете. Развитие Интернета неизбежно затронет и эту сферу, которая будет эволюционировать и предлагать клиентам все больше возможностей для продвижения продуктов и услуг.

Комментариев нет: