понедельник, 28 февраля 2011 г.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – В ПРАКТИКУ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Купить футболку доктор Хаус или Грег Хаус, кому как удобнее

.
М.В. Белякова, учитель физики
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа ЂЂЂ 34 г. Твери

В последнее время очень большое внимание уделяется внедрению информационных технологий в процесс обучения. Традиционная система образования устарела и требует значительных нововведений. Выходом из положения может служить использование компьютерных технологий в системе
современного образования.
В уроке как целостной дидактически законченной единице лежит традиционный цикл деятельности : целеполагание, планирование и организация, выполнение (решение) единой задачи, анализ и оценка результатов.
Распределение времени на отдельные части урока даст временную его структуру, тип. Если 100% времени урока ученики работают на компьютере – это компьютерное обучение. Если компьютер не используется совсем – это обычный урок. При частичном использовании компьютера получается то, что называется компьютерным уроком. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, систематизации и логическом упорядочении учебного материала, тренаже, контроле усвоения знаний. Причем компьютер выступает в роли средства, а не субъекта обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не его замена. Используется на уроках как дидактическое средство для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала не как развлекающая ребят игрушка, а как рабочий инструмент.
В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и модульно рефлексивного мышления обучаемых, что компьютерная визуализация учебной информации оказы вает существенное влияние на формирование представлений, занимающих центральное место в образном мышлении, а образность представлений тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала, способствует его научному пониманию.
Для разработки плана компьютерного урока:
· составляется временная структура урока, в соответствии с главной целью намечаются задачи и необходимые этапы для их решения;
· из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства; рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами;
· отобранные материалы оцениваются во времени; учитывая интерактивный характер материала, необходимо запланировать резерв времени;
· составляется временная развертка (поминутный план) урока;
· при недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в электронных учебниках или сети Инт ернет;
· из найденных материалов формируется презентационная программа;
· планируя достижения определенных целей, следует предусмотреть и их поэтапную и результирующую диагностику, т.е. использование компьютера дает возможность усилить и углубить контроль за деятельностью обучающихся.
Современные информационные технологии, используемые на уроках, позволяют включать любые, следующие мультимедийные объекты: графику, звук, анимацию, презкнтацию, видео.
Ожившие схемы намного эффективнее доносят смысл и идею изучаемого материала. Формулы, диаграммы, слайды, видеоклипы, звуковые фрагменты, развивающие умение работать с информацией становиться социально-значимым для учителя. Ведь от образования сегодня требуется больше, чем вчера. И именно использование на уроках информационных технологий поможет учителю построить более эффективно учебный процесс.
ИКТ формируют умение работать с информацией, развивают коммуникативные способности и формир уют личность «информационного общества». За счет использования компьютерных технологий на уроках предоставляется возможность использования дополнительного материала, повышается степень наглядности, усиливается мотивация обучения и, как следствие – повышается интерес к предмету, в том числе и за счет привлекательности компьютерной техники. Необходимо также отметить, что ИКТ позволяют внедрять на уроках проектно-исследовательскую деятельность, заниматься моделированием процессов. Все это неизбежно приведет к развитию творческих способностей школьников. С привлечением компьютера можно проводить интегрированные уроки с другими дисциплинами.
Для нас - учителей, которые в свое время изучали традиционную классическую педагогику, дидактику и методики, компьютерные технологии станут путеводителем по новшествам, произошедшим в теории и методике обучения за последние годы. Эти новшества относятся к такому типу образования, которое ставит целью реализацию заложе нного в учениках потенциала, формирование ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни и деятельности. Необходимо также отметить, что компьютерная технология не только открывает новые возможности перед учителем при проведении уроков, позволяя сделать их разнообразнее по формам, но и помогает осуществить дифференциацию и индивидуализацию
обучения, выстроить индивидуальные образовательные траектории для сильных и слабых учащихся, осуществлять четкий мониторинг за их
деятельностью. Из всего сказанного можно сделать вывод о правомерности
внедрения информационных, в том числе компьютерных, технологий обучения
в образовательный процесс.
ЛИТЕРАТУРА.
1.Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. – М.: Изд-во РАО, 1998, с. 7.
2. Гомулина Н. Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании. Диссертация. М., 2003
3. Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. – М.: Народное образование, 2002. 7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
4. Материалы с сайта eurokid.com.ua

Комментариев нет: